X5 Retail Group: сотрудничество со стартапами должно быть эффективным - GoTech Innovation X5 Retail Group: сотрудничество со стартапами должно быть эффективным - GoTech Innovation
05.08.2019

X5 Retail Group: сотрудничество со стартапами должно быть эффективным

Денис Левченко, начальник управления инноваций X5 Retail Group, рассказал о том, как будет строиться сотрудничество Х5 и стартапов, кто имеет наибольшие шансы на внедрение своих проектов и какие критерии станут ключевыми при выборе решений.

Компания X5 Retail Group – крупнейший ритейлер России – заявила о выходе на зарубежные рынки для мониторинга инноваций и поиска стартапов для внедрения в собственные магазины (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Сейчас скаутинг Х5 проходит в Эстонии, Латвии и Литве. Отбор организован совместно с GoTech Innovation и продлится до 2 августа. Его победители получат шанс для реализации пилотного проекта в лаборатории инноваций X5 Lab. В центре особого внимания Х5 — проекты по контролю полочного пространства, системы гибкого ценообразования, роботизация, автоматизация контроля качества и свежести продуктов, трекинг товаров. Х5, в свою очередь, готова вложить необходимые инвестиции и предоставить инфраструктурные возможности сотрудничества.

Денис Левченко, начальник управления инноваций X5 Retail Group, рассказал о том, как будет строиться сотрудничество Х5 и стартапов, кто имеет наибольшие шансы на внедрение своих проектов и какие критерии станут ключевыми при выборе решений.

— На какие направления вы смотрите при поиске стартапов, интересных для X5 Retail Group?

— Мы рассматриваем технологические решения для 4 ключевых сфер ритейла – потребительский опыт, операции в магазинах, цепочка поставок, бэк-офис. Наш фокус при отборе — разработки должны быть измеряемы и коммерчески оправданны, а также готовы к потенциальному внедрению в течение 18 месяцев. Технология должна приносить пользу и экономическую эффективность – снижение расходов, оптимизацию процессов, дополнительные продажи, удовлетворенность и лояльность покупателей.

Среди основных направлений, которые нам интересны, — создание нового покупательского опыта (решения на повышение лояльности потребителей, частоты визитов, увеличение корзины), автоматизация и повышение эффективности операций в оффлайн магазинах (контроль наличия товара на полках, пополнение полок, контроль наличия и корректности ценников, приемка товара на складе магазина, ускорение обслуживания на кассах), анти-фрод решения для оффлайн магазинов и сервисов самообслуживания, оптимизация операционных затрат (электричество, отопление, кондиционирование и пр.), эффективное использование торговой площади, повышение эффективности управления персоналом, инновационное торговое оборудование, решения для контроля и поддержание свежести продуктов, повышение эффективности и безопасности процессов на распределительных центрах (инвентаризация, сбор заказов, погрузка/разгрузка, перемещение паллет, хранение), повышение эффективности и безопасности при транспортировке (решения «Антисон», ассистенты водителя для снижения аварийности и хищения грузов из транспортных средств, сбор и анализ данных с датчиков транспортных средств, обслуживание и оптимизация эксплуатационных расходов транспортных средств), контроль качества товаров, контроль свежести, снижение потерь от порчи, вкл. инструменты предиктивной аналитики (особенно для категорий «фрукты», «овощи», «фреш»).

Отдельный сегмент – привнесение на территорию оффлайн ритейла решений, которые с ним не связаны, что создает дополнительный трафик. Например, сейчас мы активно развиваем сеть постаматов в магазинах «Пятерочка». Планируем проект по размещению зарядных станций для мобильных телефонов. Получается, что человек, заходя в магазин за таким сервисом, осуществляет и покупки продуктов.

Сейчас нашим основным фокусом являются решения, которые будут иметь выраженное влияние на P&L компании, т. е. на ее расходы и доходы.  И тут важно уделять внимание тем направлениям, где эффект рычага будет максимальным. Так у нас сейчас 15500 магазинов по всей стране, и если мы найдем решение, которое нам позволит, скажем, сократить расходы на операции на 1% или увеличить пропускную способность на 1%, то в конечном итоге это будет большой финансовый эффект для компании из-за самого масштаба бизнеса. В компании работает более 270 тыс. человек, это еще один рычаг для повышения эффективности. Если есть решение по оптимизации и повышению эффективности в HR, для нас это может иметь сильное положительное влияние. То же касается логистики – у компании собственная логистическая инфраструктура, состоящая из 42 РЦ и около 4000 собственных ТС. Оптимизация затрат на логистику приведет к существенному экономическому эффекту для компании. Ну и самое главное — наши покупатели. У компании сейчас 70 млн уникальных покупателей, которые генерируют выручку компании (1,5 трлн. руб. в прошлом году). Если какое-то решение позволит нам повысить продажи хотя бы на 1%, то эффект масштаба будет тут максимальный.

— У вас накоплен большой опыт сотрудничества с российскими стартапами. Как вы выбираете решение, кто доходит до внедрения?

— Наше главное ожидание от новых решений – оптимизация текущего бизнеса, максимальный рост эффективности бизнес-процессов, сокращение затрат на их реализацию. В нашем случае это в широком смысле автоматизация как можно большей части процессов – в магазинах, на складах, в бэк-офисе. В результате мы сокращаем издержки, становимся более конкурентоспособными с точки зрения цены для покупателя и направляем высвободившиеся средства на развитие.

В целом, пока мы более сосредоточены на оффлайн, чем на онлайн-решениях. Главная задача сейчас – оптимизировать существующий бизнес, и стартапы, решая наши задачи в этой области, могут достаточно быстро зарабатывать деньги.

Процесс управления инновациями в Х5 построен по принципу воронки —  на первом этапе мы отбираем стартапы, решения которых потенциально могут представлять интерес для нашего бизнеса, общаемся с ними, оцениваем какая технология и компетенции есть «под капотом» предлагаемого решения. На данный момент в нашем pipeline около 800 проектов. Порядка 400 из них прошли этап бизнес-моделирования, где надо выполнить следующие условия: решение может представлять интерес для нас и его реально встроить в бизнес-процесс, представленная технология уникальная, и есть адекватная команда с подтвержденным опытом работы или проектами в других сетях.

Чуть более 100 проектов добрались до стадии пилотирования. Если здесь бизнес-гипотезы подтверждаются, и мы видим, что технология повлияла на бизнес-процесс с каким-то положительным показателем, то уже можно достаточно четко и с меньшим риском планировать проект на roll out. Сейчас у нас 14 внедренных проектов. Думаю, что в ближайшее время конверсия по внедрению будет увеличена.

— Какие вы предлагаете стартапам условия для сотрудничества?

— Прежде всего, сотрудничество с Х5 даст стартапам возможность реализовать свои проекты в более чем 15 000 магазинах и 41 распределительных центрах в 65 регионах присутствия в России. Это огромные инфраструктурные возможности и опыт крупнейшей розничной компании страны. Мы со своей стороны готовы рассматривать вариант покупки решения или сервиса, разработанного стартапом, но не рассматриваем поглощение или просто инвестиционные вливания как таковые. Скорее мы говорим о сотрудничестве, о новых финансовых перспективах. Представьте объем cash flow, если вы внедрили свое решение в 15 тысячах магазинах наших сетей.

— И в какие сроки удается внедрить проекты?

— В среднем, стадия пилотирования длится 2-3 месяца. Это та фаза, в рамках которой мы проводим замеры бизнес-результатов. Некоторое время занимает подготовка к ней. Решение по пилоту до определенной суммы вложений принимает один человек – директор по стратегии. Если какой-то проект требует больше инвестиций на пилотирование, то собирается специальный комитет по инновациям в составе четырех человек.

— Кто берет на себя затраты на стадии пилотирования?

— По-разному. Если компания достаточно стабильная и зрелая, но мы не до конца убеждены в результативности их проекта, то они могут предложить взять затраты пилотирования на себя с целью доказать, что решение работает. Другой случай – стартап не может взять затраты на себя, но мы верим в перспективу его проекта и берем финансирование пилота на себя.

— А кто работает со стартапом во время пилотирования?

— Наши сотрудники, входящие в состав дирекции по стратегии. Ищем, анализируем, отбираем стартапы, проходим с ними этап бизнес-моделирования, готовим к защите на инвестиции в пилот. При успешном результате передаем решение в проектный офис, где его уже доводят до стадии завершения. С нами сотрудничает техническая команда, которая дорабатывает продукт, тестирует его, занимается интеграцией с ИТ-решениями компании и т.д.

— Вы уже проанализировали огромное количество решений. Можете сказать, в чем заключался секрет успеха у тех, кто остался с вами, и в чем причина неудач проектов?

— Главная боль любого стартапа – как упаковывать свое решение в бизнес-продукт с прогнозируемыми показателями эффективности. Очень часто, даже отобранные технологии и продукты мы вынуждены дорабатывать под себя, «вживлять» решение в процессы, воздействовать на рычаги, через которые реализуется экономический эффект, параллельно помогая стартапам начать мыслить категориями бизнеса и развивая их в том числе. Вот почему стартапы, не прошедшие отбор, это, как правило, решения с непроверенной бизнес-гипотезой: то есть решение работает, но никак не влияет на продажи или не вписывается в наши бизнес-процессы без каких-либо тяжелых и дорогостоящих доработок.

Например, проект в области видеоаналитики – распознавание наличия конкретного товара. Решение реагирует на отсутствие уже одной банки напитка или коробки молока. Тем самым оно с высокой частотой осуществляет уведомления персонала об этом. Сотрудники получают слишком много информации, они не успевают постоянно выкладывать на полку недостающую банку. Постоянно отрываются от других задач. Получается, что технология работает, а бизнес-процесс – нет.

Иногда просто не работает технология. В лаборатории – да, а в масштабе – нет. Другой случай — решение уже выполняется одним из функционалов существующей ИТ-системы, или в ближайшее время планируется расширить ее функционал.

Отбор проходят те стартапы, решения которых потенциально могут представлять интерес для нашего бизнеса, если мы понимаем, что можем проверить этот концепт здесь и сейчас, рассчитать потенциал его тиражирования и соотношение цена/эффективность. Проще говоря – мы проходим через целый ряд критериев, отработанных годами, который приводит команду инновационных экспертов из всех областей ритейл-компетенций (операции, логистика, маркетинг и т.д.) к простому ответу – полетит или нет.

Например, решение по видеоконтролю очередей, где в результате на 15% снизилось количество жалоб, и на 8% повысилась пропускная способность кассового узла, что повлияло на выручку компании. Затраты на установку железа, камер, серверов и оплату лицензии за программное обеспечение были перекрыты теми преимуществами, которые мы получили при повышении выручки магазинов. И сам проект оказался масштабируемым.

Масштабируемость – вообще очень важный параметр. Часто стартап делает хорошее решение в лаборатории, но физически не способен его распространить на большой объем. А мы, как бизнес, получаем серьезную выгоду, когда решение масштабируется на весь объем магазинов группы.

— В рамках нынешнего отбора в X5 Lab вы впервые решили обратить внимание на зарубежные стартапы. Почему?

— Российский ритейл проделал большой путь в развитии, однако мировой ритейл старше и опытнее. Задача скаутинга не только в поиске технологий, но и в возможности их практического применения. Мы заинтересованы в развитии покупательского опыта и экономии времени наших клиентов. В этом аспекте в Европе много разработок, которые нам еще предстоит развивать, например, решения в самообслуживании»

Есть локации, где венчурный капитал очень сильно развит. И решения, которые предлагают там стартапы, более зрелые и бизнес-ориентированные. Часто они уже оттестированы или куплены другими ритейлерами. Более зрелые решения как раз представляют для нас повышенный интерес. Мы рассчитываем, что в случае с зарубежными стартапами этот путь будет более быстрым и интересным с точки зрения экономических эффектов.

Важной локацией для нас сейчас выступают страны СНГ, Прибалтика и Израиль, где высоко развита стартап-среда, и нет серьезных языковых, культурных и дистанционных барьеров с Россией. До конца года запланированы проекты в Азии и Европе, в том числе в Сингапуре, Японии, Китае, Испании и Германии.

Заявки от стартапов принимаются до 17 сентября на сайте программы. 

Новости

Программы работы со стартапами

Команда GoTech работает со стартапами более 10 лет. Если вы хотите запустить корпоративный акселератор, готовитесь провести конкурс, конференцию, хакатон, питч-сессию… любое мероприятие, где речь идет о стартапах и технологиях — давайте знакомиться, будем рады помочь.

Подробнее
Технологический скаутинг

GoTech — лидер в области технологического скаутинга. Наша воронка насчитывает 6000 стартапов из 50 стран и постоянно обновляется. Опытная команда и международная партнерская сеть позволяют находить решения для задач корпораций и проекты для инвестиций в России, СНГ, Европе, Азии и Латинской Америке.

Подробнее
Автоматизация пайплайна

Для работы с проектами мы используем собственную платформу TechScout. Теперь она доступна для широкого пользования. С помощью TechScout вы сможете создать и установить на свой сайт анкету для приема заявок, управлять пайплайном проектов, организовать работу экспертов и следить за результатами оценки.

Подробнее

X5 Retail Group: collaboration with startups has to be effective - GoTech Innovation X5 Retail Group: collaboration with startups has to be effective - GoTech Innovation
05.08.2019

X5 Retail Group: collaboration with startups has to be effective

Denis Levchenko, Head of Innovations at X5 Retail Group, spoke about how cooperation between X5 and startups will be organized, who have the greatest chances to implement their projects and what criteria will become key when choosing solutions.

X5 Retail Group, the largest retailer in Russia, announced its entry into foreign markets to monitor innovations and search for startups for implementation in its own retail-chains (Pyaterochka, Perekrestok, Karusel stores). Now X5 technology scouting takes place in Estonia, Latvia and Lithuania. The selection was organized jointly with GoTech Innovation and will last until September 17. Best startups will get a chance to implement a pilot project in the X5 Lab Innovation laboratory. The focus of the X5 is on shelving control projects, flexible pricing systems, robotics, automation of quality control and freshness of products, tracking of goods. X5, in turn, is ready to make the necessary investments and provide infrastructural opportunities for cooperation.

Denis Levchenko, Head of Innovations at X5 Retail Group, spoke about how cooperation between X5 and startups will be organized, who have the greatest chances to implement their projects and what criteria will become key when choosing solutions.

– What areas do you look at when looking for startups interesting for X5 Retail Group?

– We consider technological solutions for 4 key areas of retail – consumer experience, operations in stores, supply chain, back office. Our focus on selection is that development should be measurable and commercially reasonable, and also ready for potential implementation within 18 months. Technology should also be beneficial and cost-effective – reducing costs, streamlining processes, incremental sales, customer satisfaction and loyalty.

Among the main areas of interest to us are the creation of a new customer experience (solutions to increase customer loyalty, frequency of visits, basket), video analytics, robotics, self-service, automation and increased efficiency of operations in offline stores (control of availability of goods on shelves, replenishment of shelves , control of the availability and correctness of price tags, acceptance of goods in the storehouse’s warehouse, acceleration of service at the box office), anti-fraud solutions for offline stores and self-service services, optimization of operating costs (electricity, heating, air conditioning, etc.), efficient use of retail space, increasing the efficiency of personnel management, innovative trading equipment, solutions for monitoring and maintaining freshness of products, increasing the efficiency and safety of processes at distribution centers (inventory, order collection, loading / unloading, moving pallets, storage), increasing the efficiency and safety during transportation (Antison solutions, driver assistants for reduced accident and theft of goods from vehicles, collection and analysis of data from vehicle sensors, maintenance and optimization of vehicle operating costs), quality control of goods, freshness control, reduction of losses from spoilage, incl. predictive analytics tools (especially for the categories “fruits”, “vegetables”, “fresh”).

A separate segment is the introduction of solutions that are not connected with it to the territory of offline retail, which creates additional traffic. For example, now we are actively developing a chain of postamates in Pyaterochka stores. We are planning a project for the placement of charging stations for mobile phones. It turns out that a person, going to the store for such a service, also makes purchases of products.

Now our main focus is decisions that will have a pronounced effect on the P&L of the company, i.e., on its costs and revenues. And here it is important to pay attention to those areas where the effect of leverage will be maximum. So we now have 15,500 stores across the country, and if we find a solution that allows us, say, to reduce transaction costs by 1% or increase throughput by 1%, then in the end it will be a big financial effect for the company for the very scale of the business. The company employs more than 270 thousand people, this is another lever to improve efficiency. If there is a solution to optimize and increase efficiency in HR – for us this can have a strong positive impact. The same applies to logistics – the company has its own logistics infrastructure, consisting of 42 retail centers and about 4000 of its own vehicles. Optimization of logistics costs will lead to a significant economic effect for the company. Well and most importantly, our customers. The company now has 70 million unique customers who generate the company’s revenue (1.5 trillion rubles last year). If some solution allows us to increase sales by at least 1%, then the scale effect will be maximal here.

– You have gained extensive experience in working with Russian startups. How do you choose a solution that comes to the implementation?

– Our main expectation from new solutions is optimization of the current business, maximum increase in the efficiency of business processes, reduction of costs for their implementation. In our case, this is, in a broad sense, the automation of as many of the processes as possible – in stores, in warehouses, in the back office. As a result, we reduce costs, become more competitive in terms of price for the buyer and direct the released funds to development.

In general, while we are more focused on offline than on online solutions. The main task now is to optimize the existing business, and startups, solving our tasks in this area, can make money fast enough.

The process of innovation management in X5 is built on the principle of a pipeline – at the first stage, we select startups whose solutions can potentially be of interest to our business, communicate with them, evaluate what technology and competencies are “under the hood” of the proposed solution. At the moment, our pipeline has about 800 projects. About 400 of them passed the stage of business modeling, where the following conditions must be met: the solution can be of interest to us and it can really be integrated into the business process, the technology presented is unique, and there is an adequate team with proven work experience or projects in other networks.

Just over 100 projects reached the piloting stage. If the business hypotheses are confirmed and we see that the technology has affected the business process with some positive indicator, then it is already possible to plan the project quite roll out and with less risk. Now we have 14 implemented projects. I think that in the near future the conversion for implementation will be increased.

– What conditions do you offer startups for cooperation?

– First of all, cooperation with X5 will give startups the opportunity to implement their projects in more than 15,000 stores and 41 distribution centers in 65 regions of presence in Russia. These are huge infrastructure opportunities and experience of the largest retail company in the country. For our part, we are ready to consider the option of buying a solution or service developed by a startup, but we do not consider takeover or just investment injections as such. Rather, we are talking about cooperation, about new financial prospects. Imagine the volume of cash flow if you have implemented your solution in 15 thousand stores of our networks.

– And in what time frames do you manage to implement projects?

– On average, the piloting phase lasts 2-3 months. This is the phase in which we measure business results. Preparation for it takes some time. The decision on the pilot up to a certain amount of investment is made by one person – the director of strategy. If a project requires more investment for piloting, then a special committee on innovation will be composed of four people.

– Who incurs the costs at the piloting stage?

– It depends. If the company is sufficiently stable and mature, but we are not completely convinced of the effectiveness of their project, then they can offer to take piloting costs on themselves in order to prove that the solution works. Another case is that a startup can’t take the costs for itself, but we believe in the prospect of its project and take pilot financing on ourselves.

– And who works with a startup during piloting?

– Our staff members of the Strategy Division. We are looking for, analyzing, selecting startups, going through the stage of business modeling with them, preparing for protection for investments in the pilot. If the result is successful, we transfer the solution to the project office, where it is already being finalized. A technical team collaborates with us, which finalizes the product, tests it, integrates with the company’s IT solutions, etc.

– You have already analyzed a huge number of solutions. Can you tell me what was the secret of success for those who stayed with you, and what is the reason for the failure of the projects?

– The main problem of any startup is how to pack your decision into a business product with predicted performance indicators. Very often, even with the selected technologies and products, we are forced to refine them for ourselves, “implant” the solution into the processes, act on the levers through which the economic effect is realized, while helping startups begin to think in business categories and developing them as well. That is why startups that fail to qualify are usually solutions with an unverified business hypothesis: that is, the solution works, but does not affect sales or does not fit into our business processes without any heavy and costly improvements.

For example, a project in the field of video analytics is recognition of the availability of a specific product. The solution responds to the absence of one can of drink or a box of milk. Thus, it carries out notifications of personnel about this with high frequency. Employees get too much information, they do not have time to constantly put on the shelf the missing jar. They constantly get distracted from other tasks. It turns out that the technology works, but the business process doesn’t.

Sometimes technology just doesn’t work. In the laboratory, yes, but not on a scale. Another case – the solution is already being implemented by one of the functionalities of the existing IT system, or it is planned to expand its functionality in the near future.

The startups whose solutions could potentially be of interest to our business, if we understand that we can test this concept here and now, calculate the potential for its replication and the price / efficiency ratio are being selected. Simply put – we go through a number of criteria worked out over the years, which leads a team of innovative experts from all areas of retail competencies (operations, logistics, marketing, etc.) to a simple answer – will it fly or not.

For example, a solution for video monitoring of queues, where as a result the number of complaints decreased by 15%, and the throughput of the cash node increased by 8%, which affected the company’s revenue. The costs of installing hardware, cameras, servers, and paying for a software license were offset by the benefits we received from increasing store revenue. And the project itself turned out to be scalable.

Scalability is generally a very important parameter. Often, a startup makes a good decision in the laboratory, but is not physically able to distribute it to a large volume. And we, as a business, get serious benefits when the solution scales to the entire volume of the group’s stores.

– As part of the current selection at X5 Lab, you first decided to pay attention to foreign startups. Why?

– Russian retail has come a long way in its development, but global retail is older and more experienced. The task of scouting is not only in the search for technologies, but also in the possibility of their practical application. We are interested in developing customer experience and saving our customers time. In this aspect, there are many developments in Europe that we have yet to develop, for example, self-service solutions .

There are locations where venture capital is very highly developed. And the solutions that startups offer there are more mature and business-oriented. Often they are already tested or purchased by other retailers. More mature solutions are just of great interest to us. We expect that in the case of foreign startups, this path will be faster and more interesting in terms of economic effects.

An important location for us now are the Easter European countries, the Baltic states and Israel, where the startup environment is highly developed, and there are no serious language, cultural and distance barriers with Russia. By the end of the year, projects are planned in Asia and Europe, including in Singapore, Japan, China, Spain and Germany.

Applications are accepted until September 17 at  http://x5start.vc/eng

Latest news

Startup Cooperation Programs

GoTech team has been working with startups for more than 10 years. If you want to run a corporate accelerator, prepare to hold a contest, conference, hackathon, pitch-session… any event, where it comes to startups and technologies – let’s get acquainted, we will be glad to help.

More
Technology Scouting

GoTech is a leader in the field of technology scouting. Our funnel numbers 6000 startups from 50 countries and is constantly updated. Experienced team and international partner network allow finding solutions for corporate tasks and startups for investment in Russia, CIS, Europe, Asia, and Latin America.

More
Innovation Tools

We use our own TechScout platform to work with startups. Now it is available for wide use. With the help of TechScout, you will be able to collect applications from startups on your website, manage the pipeline, organize the work of experts and monitor the results of the assessment.

More