X5 Retail Group: стартапы из Европы положительно относятся к российскому рынку - GoTech Innovation X5 Retail Group: стартапы из Европы положительно относятся к российскому рынку - GoTech Innovation
04.09.2019

X5 Retail Group: стартапы из Европы положительно относятся к российскому рынку

Евгений Бабаев, руководитель проектов по поиску и отбору инноваций X5 Retail Group, рассказывает о том, чем привлекли организаторов конкурса европейские стартапы, подавшие заявки, какие у них перспективы на внедрение и какие ключевые ошибки они совершали, участвуя в отборе.

X5 Retail Group: стартапы из Европы положительно относятся к российскому рынку

X5 Retail Group совместно с GoTech Innovation завершила первый этап отбора стартапов в Эстонии, Латвии и Литве для внедрения в сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Компания ищет технологические решения для четырех ключевых сфер ритейла – потребительский опыт, операции в магазинах, цепочка поставок и бэк-офис.

Евгений Бабаев, руководитель проектов по поиску и отбору инноваций X5 Retail Group, рассказывает о том, чем привлекли организаторов конкурса европейские стартапы, подавшие заявки, какие у них перспективы на внедрение и какие ключевые ошибки они совершали, участвуя в отборе.

— После анализа заявок, что можете отметить с положительной стороны?

Несмотря на разный уровень проектов, финалисты получились сильными. Мы выбирали действительно лучших, а не производили отбор по остаточному принципу.

Порадовало позитивное отношение зарубежных стартапов к российскому рынку. Те, кто уже работал в нашей стране, описали свой опыт как положительный, остальные – что готовы адаптироваться и не видят в этом проблемы.

— Какие выводы вы сделали для себя по итогам анализа заявок?

Прежде всего, усилить акцент на тех сферах деятельности компании, где есть сильный и конкретизированный внутренний запрос на внедрение инноваций. Например, сейчас такой запрос есть у Департамента транспорта Х5, и мы уже сфокусировали нашего партнера – компанию GoTech Innovation – на более пристальное внимание к этой отрасли.

Также нельзя не отметить, что у российского рынка есть своя специфика, которую стоит учитывать. Например, мы проанализировали несколько зрелых проектов, работающих с отзывами на Google картах. Эти компании имеют хорошие результаты внедрения у западных коллег, но в России есть Яндекс, который является ключевым игроком на рынке карт. И нам еще предстоит понять, могут ли эти решения быть адаптированы, принесут ли они аналогичный эффект.

В любом случае, мы ведем диалог по всем проектам, которые нам потенциально интересны. Даже если понимаем, что сейчас технология в силу каких-то причин не может быть применена у нас, мы обязательно разбираемся в ней и оставляем в нашем списке, чтобы вернуться к ней позже.

— Какой был уровень стартапов, подавших заявки?

Как и обычно – очень разный. Порадовало, что были достаточно зрелые проекты, раньше не попадавшие на наши радары. Фаза тестирования у них уже завершена, решение опробовано, есть кейсы и референсы – с такими стартапами очень легко и продуктивно работать.

Не секрет, было опасение, что стартапам из Европы интересны только собственные страны и масштабирование в сторону более «денежных» рынков. Но оказалось, что это не так.

— Какой объем из тех, кто подал заявки, по вашему прогнозу доберется до внедрения?

Пока рано делать выводы. С несколькими проектами мы уже начали переговоры о возможном старте пилота. И обязательно расскажем, что получится в итоге.

— В чем вы увидели отличия европейских стартапов от российских?

У европейских стартапов есть преимущество – они развиваются в условиях, когда выход на рынки соседних стран упрощен. Как результат, такие проекты изначально создаются более гибкими, а кейсы внедрения не ограничиваются, например, одной сетью магазинов.

При этом европейцы чаще ориентированы на создание какой-то экосистемы, а не на решение конкретной точечной проблемы. Это хорошо с точки зрения глобального развития, но такой проект сложнее адаптировать, если сеть крупная и основные бизнес-процессы в ней уже выстроены.

— Высказывались ли опасения по поводу возможных сложностей в получении российских виз и перемещения между Европой и Россией? И, кстати, нужно ли для сотрудничества с вами европейским проектам создавать компании с российской юрисдикцией?

Пока мы находимся на самом старте переговоров, но ни один из стартапов не говорил о проблемах логистики или визовом вопросе. Почти у всех есть готовый план: состав участников, количество визитов и дней, которое понадобится для установки и настройки оборудования, технология удаленного мониторинга работы решения. Если стартап работает в онлайн, то его представителям вообще не обязательно лично приезжать к нам, это не является обязательным условием. Только если этого требует запуск пилота.

Мы готовы работать с зарубежными юрлицами, здесь нет ограничения. Процесс уже отстроен и мы проходили его, например, со стартапами из Израиля.

— Какие типичные ошибки были в заявках стартапов?

Например, презентация, составленная под какое-то мероприятие, совершенно не информативная и без комментариев спикера. Также у нас было несколько кейсов, когда мы получили презентации, заточенные под инвестора, – со сроком окупаемости, посчитанным рынком и необходимой суммой инвестиций. Но мы не являемся классическим инвестором и не инвестируем в проекты. Мы ищем технологии, которые можно внедрить в наши магазины, и готовы оплачивать пилотные запуски и масштабирование на все сети в случае успеха.

— Что вас привлекло в тех проектах, которые попали в шорт-лист?

Здесь все просто, эти проекты применимы к бизнес-процессам Х5 и могут принести нам ощутимую пользу. Второй момент – как правило, это компании, которые имеют успешный опыт внедрения, пусть и на каком-то другом рынке. Есть большая вероятность, что этот опыт они смогут повторить и у нас.

— Опыт работы в России был плюсом?

Безусловно, это плюс, но он не является необходимым критерием. Отдельно мы не выделяли тех, кто работал с Россией.

— Скорректировали ли вы как-то свои технологические приоритеты по итогам прошедшего скаутинга?

Корректировки есть, но они связаны с нашими внутренними потребностями. Например, мы планируем уделять больше внимания стартапам в сфере логистики и транспорта, так как внутри компании есть явный запрос на пилотирование таких решений. У нас есть собственный автопарк в 4,5 тысячи автомобилей, и мы проявляем интерес к решениям, связанным с предикцией усталости водителя, сбором и анализом телематики, предсказании поломок. Интересно все, что может снизить аварийность, затраты на бензин, ГСМ и ремонт автомобилей. Начать диалог с такими проектами и выйти на пилот мы сможем очень быстро.

— Вы объявили о втором этапе отбора. Что вы ждете от него?

Конечно же, еще больше зрелых и интересных стартапов. Первый запуск для нас был экспериментом, и мы его считаем удачным. Посмотрим, какие проекты принесет нам вторая волна.

Заявки во второй этап отбора стартапов принимаются до 17 сентября на сайте http://x5start.vc/ 

Новости

Программы работы со стартапами

Команда GoTech работает со стартапами более 10 лет. Если вы хотите запустить корпоративный акселератор, готовитесь провести конкурс, конференцию, хакатон, питч-сессию… любое мероприятие, где речь идет о стартапах и технологиях — давайте знакомиться, будем рады помочь.

Подробнее
Технологический скаутинг

GoTech — лидер в области технологического скаутинга. Наша воронка насчитывает 6000 стартапов из 50 стран и постоянно обновляется. Опытная команда и международная партнерская сеть позволяют находить решения для задач корпораций и проекты для инвестиций в России, СНГ, Европе, Азии и Латинской Америке.

Подробнее
Автоматизация пайплайна

Для работы с проектами мы используем собственную платформу TechScout. Теперь она доступна для широкого пользования. С помощью TechScout вы сможете создать и установить на свой сайт анкету для приема заявок, управлять пайплайном проектов, организовать работу экспертов и следить за результатами оценки.

Подробнее

X5 Retail Group: startups from Europe have a positive attitude to the Russian market - GoTech Innovation X5 Retail Group: startups from Europe have a positive attitude to the Russian market - GoTech Innovation
04.09.2019

X5 Retail Group: startups from Europe have a positive attitude to the Russian market

Evgeny Babaev, Head of Innovation Search and Selection Projects, X5 Retail Group, talks about how European startups who submitted applications attracted the organizers of the contest, what are their prospects for implementation and what key mistakes they made while participating in the selection.

X5 Retail Group together with GoTech Innovation completed the first stage of startups selection in Estonia, Latvia and Lithuania for implementation in Pyaterochka, Perekrestok and Karusel stores. The company is looking for technological solutions for four key retail areas – consumer experience, store operations, supply chain and back office.

Evgeny Babaev, Head of Innovation Search and Selection Projects, X5 Retail Group, talks about how European startups who submitted applications attracted the organizers of the contest, what are their prospects for implementation and what key mistakes they made while participating in the selection.

– After analyzing the applications, what can you say on the positive side?

Despite the different level of projects, the finalists turned out to be strong. We chose the really best ones and did not select according to the residual principle.

I was pleased with the positive attitude of foreign startups to the Russian market. Those who have already worked in our country described their experience as positive, the rest mentioned that they were ready to adapt and did not see this as a problem.

– What conclusions have you made based on the analysis of applications?

First of all, to strengthen the emphasis on those areas of the company where there is a strong and concretized internal request for innovation. For example, now the X5 Department of Transport has such a request, and we have already focused our partner – GoTech Innovation – on closer attention to this industry.

It should also be noted that the Russian market has its own specifics, which should be considered. For example, we analyzed several mature projects working with reviews on Google maps. These companies have good implementation results among Western colleagues, but in Russia there is Yandex, which is a key player in the card market. And we still have to understand whether these solutions can be adapted, whether they will bring a similar effect.

In any case, we continue a dialogue on all projects that we are potentially interested in. Even if we understand that now the technology cannot be applied with us for some reason, we will certainly analyze it and leave it on our list in order to return to it later.

– What was the level of applying startups?

As usual – very different. I was glad that there were quite mature projects that had not previously been on our radars. They have already completed the testing phase, the solution has been tested, there are cases and references – it is very easy and productive to work with such startups.

It was no secret that there was a fear that startups from Europe were only interested in their own countries and scaling towards more “money intensive” markets. But it turned out that this is not so.

– What part of those who submitted applications, according to your forecast, will get to implementation?

It is too early to draw conclusions. With several projects, we have already begun negotiations on a possible pilot launch. And we will surely tell you what happens in the end.

– What are the differences between European and Russian startups?

European startups have an advantage – they are developing in an environment where access to the markets of neighboring countries is simplified. As a result, such projects are initially created more flexible, and implementation cases are not limited, for example, to one chain of stores.

At the same time, Europeans are more often oriented toward creating some kind of ecosystem, rather than solving a specific problem. This is good from the point of view of global development, but such a project is more difficult to adapt if the network is large and the main business processes in it are already built.

– Were there any concerns about possible difficulties in obtaining Russian visas and moving between Europe and Russia? And by the way, do European projects need to create companies with Russian jurisdiction to work with you?

Now we are at the very start of the negotiations, but none of the startups mentioned logistics problems or visa issues. Almost everyone has a ready-made plan: list of participants, number of visits and days that will be needed to install and configure the equipment, technology for remote monitoring of the solution. If a startup works online, then its representatives generally do not have to personally come to us, this is not a prerequisite. Only if the pilot requires this.

We are ready to work with foreign legal entities, there is no restriction. The process has already been set and we went through it, for example, with startups from Israel.

– What were the typical mistakes in startup applications?

For example, a presentation compiled for an event is not informative and has no speaker’s comments. We also had several cases when we received presentations tailored for an investor, with a payback period, calculated market indicators and the necessary amount of investment. But we are not a classic investor and do not invest in projects. We are looking for technologies that can be implemented in our stores, and we are ready to pay for pilot launches and scaling to all networks if successful.

– What attracted you to those shortlisted projects?

Everything is simple here: these projects are applicable to X5 business processes and can bring us tangible benefits. The second point: as a rule, these are companies that have successful implementation experience, albeit in some other market. There is a high probability that they will be able to repeat this experience with us.

– Was experience in Russia a plus?

Of course, this is a plus, but it is not a necessary criterion. We did not underline those who worked with Russia.

– Have you somehow adjusted your technological priorities based on the results of the last scouting?

There are corrections, but they are related to our internal needs. For example, we plan to pay more attention to startups in the field of logistics and transport, as there is an explicit request within the company to pilot such decisions. We have our own fleet of 4.5 thousand cars, and we are interested in solutions related to the prediction of driver fatigue, the collection and analysis of telematics, and the prediction of breakdowns. Everything is interesting that can reduce the accident rate, the cost of fuel and lubricants and car repairs. We can start a dialogue with such projects and start a pilot very quickly.

– You have announced the second stage of selection. What do you expect from it?

Of course, even more mature and interesting startups. The first launch was an experiment for us, and we consider it successful. Let’s see what projects the second wave will bring us.

Application period or the second stage of selection is open until September 17 on  http://x5start.vc/eng

Latest news

Startup Cooperation Programs

GoTech team has been working with startups for more than 10 years. If you want to run a corporate accelerator, prepare to hold a contest, conference, hackathon, pitch-session… any event, where it comes to startups and technologies – let’s get acquainted, we will be glad to help.

More
Technology Scouting

GoTech is a leader in the field of technology scouting. Our funnel numbers 6000 startups from 50 countries and is constantly updated. Experienced team and international partner network allow finding solutions for corporate tasks and startups for investment in Russia, CIS, Europe, Asia, and Latin America.

More
Innovation Tools

We use our own TechScout platform to work with startups. Now it is available for wide use. With the help of TechScout, you will be able to collect applications from startups on your website, manage the pipeline, organize the work of experts and monitor the results of the assessment.

More