Личности на грани стартапов - GoTech Innovation Личности на грани стартапов - GoTech Innovation
20.03.2020

Личности на грани стартапов

На конференции TechChill, которая прошла в Риге 21-22 февраля 2020 года, команда GoTech Innovation организовала круглый стол, где его участники постарались разобраться, какие личные качества основателей стартапов и их команд могут способствовать успешному развитию.

Сооснователь и генеральный директор GoTech Innovation Ирина Калашникова, которая выступала модератором круглого стола, в его начале отметила, что, как правило, дискуссии о развитии стартапов сводятся к обсуждению прорывных технологий, примеров успешных венчурных сделок или прорывных кейсов. Но мало, кто говорит о людях, — основателях, кофаундерах и участниках команд. Поэтому и была выбрана тема круглого стола, где главной станет личность.

Стартап – это будущая большая компания

Андриус Милинавициус, основатель акселератора Baltic Sandbox, задал тон дискуссии, отметив, что на стартап надо смотреть не как на отдельный продукт, а как на будущую компанию. Он рассказал историю стартапа Revolut, где еще 3-4 года назад работало около 120 человек. В беседе со своим знакомым, работающим в этой компании, Андриус тогда спросил: «Есть ли у вас корпоративные процессы?». В ответ он услышал, что они не нужны и тормозят развитие. Когда Андриус в следующий раз посетил офис компании, то в ней работало уже 700 человек. И фаундер в тот момент понимал, что пора менять прежние взгляды.

Сооснователь проекта Openface Наталья Мартынова продолжила мысль Андриуса и отметила, что у стартапа могут быть всегда два важных качества: «уметь не следовать правилу и уметь следовать правилу». И между ними надо искать баланс. «По моему опыту, люди часто идут в стартап, потому что они не любят регулярный менеджмент и рутину. Им кажется, что они смогут построить какую-то уникальную систему, где этого не будет. Но как раз регулярный менеджмент появляется после того, как к вам пришли первые сотрудники. И вы уже перестаете придумывать идеи».

«Я даже иногда думал, что фаундер не должен быть CEO», — добавил Андриус Милинавициус. С ним согласился студент Отабек Хамидзадзе, который отметил, что у каждого предпринимателя можно выделить две роли: руководителя (босса) или лидера. Разница состоит в том, что руководитель дает поручения и хочет видеть результат, а лидер, который не обязан быть СЕО, может быть существенной частью группы, он работает внутри команды. Во втором случае команда будет эффективной с точки зрения организационного поведения, где ответственным за мотивацию каждого участника выступает лидер.

Личные и командные качества

Константин Синюшин, управляющий партнер the Untitled Ventures, высказал мнение, что успешность стартапа зависит от команды, где должны быть закрыты все компетенции, главные из которых: технологическая, коммуникационная и коммерческая. Все перечисленное редко встречается в одном человеке. Лучше, чтобы они были о кофаундеров. В его практике были случаи, когда основатель считал, что готов отвечать за все подряд в своем бизнесе. В результате, у него ежегодно полностью менялся персонал, что сказывалось на медленном развитии проекта, так как много времени уходило на поиск новых сотрудников.

«Команда должна быть очень креативной, при этом, мотивированная на успех и результат — деньги, и, в-третьих, люди должны быть с видением рынка, и понимать, за что им готовы платить», — заключил Константин.

Представитель экосистемы стартапов Боснии и Герцеговины Армин Коньялич рассказал об интересном опыте возникновения молодых компаний в его стране. «В нашей стране среди молодежи 60% безработицы, поэтому принято решение поддерживать развитие предпринимательства для того, чтобы молодые люди могли самостоятельно придумать себе работу. Но тут встает вопрос успешных кейсов (ролевых моделей), которых пока в Боснии найти очень сложно».

По словам Армина, среди личных качеств, которыми должны обладать предприниматели, он бы выделил сумасшедший оптимизм: «надо верить, что через 5-10 лет твоя идея прокатит». Также важно быть убедительным, чтобы привлечь инвестиции или оставлять рядом своих кофаундеров-друзей, которые могут в какой-то момент посчитать твою идею авантюрой.

Александр Андреев, венчурный партнер Almaz Capital, считает ключевым качеством стартапа упорство и настойчивость, даже скорее упертость. «Идея первого стартапа пришла мне в голову еще до создания компании и формирования команды. Несколько лет спустя наша команда разработала первый прототип продукта, пошли первые продажи. И потом случился кризис «доткомов». Все могло умереть, но мы выстояли. Перезапустили бизнес, дорастили до поглощения и заняли свое место на рынке. И еще потом несколько лет работали как R&D команда. Все это длилось 18 лет!».

Многие качества стартапов проявляются в момент взаимодействия с инвестиционными институтами. «Я лично не могу общаться с людьми, которые не слушают, — отметил Константин Синюшин. — Я свое мнение никому никогда не навязываю, но если человек не способен слушать меня, то, значит, он будет неспособен слушать и клиентов. Необходимо уметь слушать и извлекать смысл из услышанного, и под него подстраивать свою речь. Соответственно, хороший продавец — это не тот, кто агрессивно пересказывает один и тот же скрипт каждый раз, а который умеет разговорить человека, после чего понять, что он хочет, и адаптировать под него свой скрипт». Второй момент, которого опасается Константин, — это ситуация, в которой стартапы сразу во всем с ним соглашаются.

Виталий Янко, партнер Insta Ventures, рассказал из своего опыта, что воспринимает стартапы только тогда, как у основателя есть взаимодополняющие партнеры. Самые привлекательные для инвестиций – сбалансированные команды, в том числе, за счет, например, советников или менторов, не обязательно лидеров. «Такие двуглавые или змеи-горынычи мне больше симпатичны, в них проще поверить с точки зрения инвестиций. Лично я отношусь хорошо только к self funded компаниям: вытащил, ничего не привлек, перетерпел, заложил все, что мог, выкупил или обанкротился, но потянул. Критерий успешности в таких случаях — какой-то устойчивый бизнес».

По мнению Александра Андреева, стартап должен хорошо понимать тенденции индустрии и свои технологические возможности. «Первое, что я хочу понять – это, способна ли команда технически реализовать то, что обещает», — дополнил Александр Андреев. — Если у людей нет нормальной инженерной практики в создании подобных систем, то шансов очень мало». Хотя это условие необходимое, но недостаточное. Технологии — только 20% бизнеса, а 80% успеха бизнеса — это продавец, точнее предприниматель, будущий CEO.

Портят ли инвестиции стартапы?

«Для меня такого вопроса нет. Если стартап считает, что он путем поднятия раунда заработал денег, то будущего у него нет. Идеальное взаимодействие стартапа и инвестора такое: без инвестиций стартап медленно растет, скажем, линейно, а с инвестициями будет расти квадратично или еще быстрее. Тогда обе стороны останутся довольны сотрудничеством», — отметил Александр Андреев. Его позицию по этой теме поддержала и Наталья Мартынова: «я сторонник того, чтобы поскорее начать зарабатывать, и перестать просить деньги у фондов. Когда ты делаешь стартап, то пытаешься быть чуть эффективнее, чем существующая модель. А если у тебя много денег, то ты не ищешь эти точки эффективности в операционной модели, в технологии, в докручивании алгоритмов».

Жертвы стартапов

Завершилась дискуссия обменом мнений на предмет того, чем жертвуют основатели стартапов. Ключевым ответом, конечно, было время. Другие варианты – семья, да и в целом вся жизнь. «Жертвой это все становится в том случае, если стартап не заработает», — отметил Армин Коньялич.

«Если ты не готов приносить жертву как предприниматель, то для тебя эта дорога закрыта, — жестко заявила Наталья Мартынова. — Бесспорно, это жертва времени, комфорта, будущего. Как в компьютерной игре: под тобой сыпется мостик, и ты все время убегаешь». Кроме того, по ее словам, предпринимателю все время приходится сталкиваться с недовольством – пользователей, поставщиков или партнеров, даже кофаундеров, что нормально, так как с ними проводится очень много времени. «Важно уметь выпрыгнуть из всего этого круга недовольств и увидеть прогресс».

Андриус Милинавициус предложил посмотреть на вопрос с другой стороны. Самые счастливые люди, по его мнению, это те, кто делают продукт, и в него верят не только они, но и люди вокруг. «Они больше делают и помогают, чем просят что-то взамен. В такой экосистеме все у тебя будет хорошо. И, скорее всего, рядом появится человек, который будет дальше строить с тобой семью. Но, если ты где-то перестарался и хочешь себе больше, чем другим, то стена недалеко, и ты в нее с большой скоростью врежешься».

«Быть стартапом – это lifestyle: придумываешь что-то новое и дальше тебя прет», — заключил Константин Синюшин.

Новости

Программы работы со стартапами

Команда GoTech работает со стартапами более 10 лет. Если вы хотите запустить корпоративный акселератор, готовитесь провести конкурс, конференцию, хакатон, питч-сессию… любое мероприятие, где речь идет о стартапах и технологиях — давайте знакомиться, будем рады помочь.

Подробнее
Технологический скаутинг

GoTech — лидер в области технологического скаутинга. Наша воронка насчитывает 6000 стартапов из 50 стран и постоянно обновляется. Опытная команда и международная партнерская сеть позволяют находить решения для задач корпораций и проекты для инвестиций в России, СНГ, Европе, Азии и Латинской Америке.

Подробнее
Автоматизация пайплайна

Для работы с проектами мы используем собственную платформу TechScout. Теперь она доступна для широкого пользования. С помощью TechScout вы сможете создать и установить на свой сайт анкету для приема заявок, управлять пайплайном проектов, организовать работу экспертов и следить за результатами оценки.

Подробнее

What personal qualities of startup founders contribute to their success? - GoTech Innovation What personal qualities of startup founders contribute to their success? - GoTech Innovation
20.03.2020

What personal qualities of startup founders contribute to their success?

At the TechChill conference, which was held in Riga on February 21-22, 2020, the GoTech Innovation team organized a round table where its participants tried to figure out what personal qualities of startup founders and their teams can contribute to successful development.

GoTech Innovation co-founder and CEO Irina Kalashnikova, who moderated the round table, at the beginning noted that, as a rule, discussions about the development of startups come down to discussions of breakthrough technologies, examples of successful venture deals or breakthrough cases. But very few talk about people – the founders, co-founders, and team members. Therefore, it was decided to choose the topic of the round table, where the main thing would be a personality.

Startup is the future big company

Andrius Milinavicius, founder at Baltic Sandbox Accelerator, set the tone for the discussion, noting that a startup should not be looked at as a separate product, but as a future company. He told the story of the Revolut startup, where about 120 people worked 3-4 years ago. Back then, in a conversation with a friend working in this company, Andrius asked: “Do you have corporate processes?”. In response, he heard that they are not needed and hamper the development. Next time Andrius visited the company’s office, 700 people already worked in it. At that moment the founder understood that it was time to change previous views.

Openface co-founder Natalya Martynova continued Andrius’ idea and noted that a startup can always have two important qualities: “being able not to follow the rule and being able to follow the rule”, and between them it is necessary to seek a balance. “In my experience, people often switch to startups because they don’t like regular management and the routine. It seems to them that they will be able to build some kind of a unique system where this will not happen. But it is exactly regular management that appears after the first employees come to you. And from that moment you stop coming up with ideas”.

«Sometimes I even think that the founder should not be CEO», – added Andrius Milinavicius. A student Otabek Khamidzadze agreed with him, and noted that each entrepreneur can distinguish two roles: a manager (boss) or a leader. The difference is that a boss gives instructions and wants to see the result, and the leader, who does not have to be a CEO, can be an essential part of the group, he works within the team. In the second case, the team will be effective in terms of organizational behavior, where the leader is responsible for the motivation of each participant.

Personal and team qualities

Konstantin Sinyushin, managing partner at the Untitled Ventures, expressed the opinion that the success of a startup depends on the team, where all competencies should be covered, the main of which are: technological, communicational, and commercial. All of the above is rare in one person only. It is better if they are shared among co-founders. In his practice, there were cases when the founder believed that he was ready to be responsible for absolutely everything in his business. As a result, his staff changed completely every year, which affected slow development of the project, as it took a lot of time to search for new employees.

“The team must be very creative, while motivated for success and the result – money, and, thirdly, people must have a vision of the market and understand what they are willing to pay for,” Konstantin concluded.

Bosnia and Herzegovina startup ecosystem representative Armin Konjalić shared an interesting experience of the emergence of young companies in his country. “In our country, there is 60% of unemployment among youth, therefore, it was decided to support the development of entrepreneurship so that young people could independently come up with a job for themselves. But here arises the question of successful cases (role models), which are still very difficult to find in Bosnia and Herzegovina”.

According to Armin, among the personal qualities required of entrepreneurs, he would point out the crazy optimism: “You have to believe that in 5-10 years, your idea will work”. It is also important to be persuasive in order to attract investments or to keep your co-founders close to you, who may at some point consider your idea a gamble.

Alexander Andreev, a venture partner at Almaz Capital, believes that the key quality of a startup is tenacity and persistence, and even rather stubbornness. “The idea of the first startup came to my mind even before the creation of the company and the formation of the team. A few years later, our team developed the first prototype of the product, we had our first sales, and then there was the Dot-com bubble. Everything could die, but we survived. We restarted the business, grew to takeover and took our place in the market. And then later we worked as an R&D team for several years. All this lasted 18 years!”.

Many qualities of startups appear at the time of interaction with investment institutions. “I personally can’t communicate with people who don’t listen,” said Konstantin Sinyushin. – I never impose my opinion on anyone, but if a person is not able to listen to me, then he will be unable to listen to clients. You must be able to listen and extract meaning from what you hear, and to adapt your speech to it. Accordingly, a good seller is not the one who aggressively retells the same script every time, but who knows how make a person talk, after which he understands what they want, and adapt the script to them”. The second point that Konstantin fears is the situation in which startups immediately agree with him on everything.

Vitaliy Yanko, partner at Insta Ventures, said from his experience that he perceives startups only when the founder has complementary partners. The most attractive for investments are balanced teams, including due to, for example, advisers or mentors, not necessarily leaders. “Such double-headed snakes are more attractive to me, it is easier to believe in them from the point of view of investments. Personally, I only treat well self-funded companies: I pulled out, didn’t attract anything, endured, pawned everything I could, bought or went bankrupt, but survived. The success criterion in such cases is some kind of sustainable business”.

According to Alexander Andreev, a startup should have a good understanding of industry trends and its technological capabilities. “The first thing I want to understand is whether the team is capable of technically realizing what it promises”, – added Alexander Andreev. “If people do not have normal engineering practice in creating such systems, then the chances are very small”. Although this condition is necessary, but not sufficient. Technology is only 20% of the business, and 80% of the success of the business is the seller, or rather the entrepreneur, the future CEO.

Do investments spoil startups?

“For me there is no such question. If a startup believes that it earned money by raising the round, then it has no future. The ideal interaction between a startup and an investor is the following: without investment, a startup grows slowly, let’s say, linearly, and with investments it will grow quadratically or even faster. In this case both parties will be satisfied with the cooperation”, – said Alexander Andreev.

His opinion on this subject was also supported by Natalya Martynova: “Ideally, I am a supporter of starting earning as soon as possible and stop asking for money from the VCs. When you make a startup, you try to be a little more efficient than the existing model. And if you have a lot of money, then you are not looking for these points of efficiency in the operating model, in the technology, in rolling out algorithms”.

Startup Sacrifices

The discussion ended with an exchange of views on what startup founders sacrifice. The key answer, of course, was time. Other options are family, and indeed the whole life. “It all becomes a sacrifice if the startup does not work,” said Armin Konjalik.

“If you are not ready to make a sacrifice as an entrepreneur, then this road is closed for you”, – Natalya Martynova said harshly. – Undoubtedly, this is a sacrifice of time, comfort, future. Like in a computer game: a bridge crumbles under you, and you run away all the time”. In addition, according to her, the entrepreneur has to deal with dissatisfaction all the time – from users, suppliers or partners, even cofounders, which is normal, since a lot of time is spent together. “It’s important to be able to jump out of this whole circle of dissatisfaction and see progress”.

Andrius Milinavicius suggested looking at the issue from a different perspective. The happiest people, in his opinion, are those who make the product, and not only they, but also the people around, believe in it. “They do more and help than ask for something in return. In such ecosystem, everything will be fine with you. And, most likely, a person will appear nearby who will continue to build a family with you. But, if you overdid it somewhere and want more for yourself than for others, then the wall is not far, and you will crash into it with great speed”.

“Being a startup is a lifestyle: you come up with something new and then you can’t control it”, – concluded Konstantin Sinyushin.

 

 

Latest news

Startup Cooperation Programs

GoTech team has been working with startups for more than 10 years. If you want to run a corporate accelerator, prepare to hold a contest, conference, hackathon, pitch-session… any event, where it comes to startups and technologies – let’s get acquainted, we will be glad to help.

More
Technology Scouting

GoTech is a leader in the field of technology scouting. Our funnel numbers 6000 startups from 50 countries and is constantly updated. Experienced team and international partner network allow finding solutions for corporate tasks and startups for investment in Russia, CIS, Europe, Asia, and Latin America.

More
Innovation Tools

We use our own TechScout platform to work with startups. Now it is available for wide use. With the help of TechScout, you will be able to collect applications from startups on your website, manage the pipeline, organize the work of experts and monitor the results of the assessment.

More