Finlanding: новые возможности для выхода стартапов на рынок Финляндии - GoTech Innovation Finlanding: новые возможности для выхода стартапов на рынок Финляндии - GoTech Innovation
05.09.2019

Finlanding: новые возможности для выхода стартапов на рынок Финляндии

Читайте интервью с Владимиром Чепурным, директором Invest-in проектов Хельсинки-центра и Марией Хартикайнен, старшим советником Агентства экономического развития региона Хельсинки и узнавайте все секреты о том, как победить в номинации Finlanding для стартапов, готовых к выходу на рынок Европы!

Победители и участники номинации Finlanding на прошлых конкурсах GoTech уже воспользовались шансом выйти со своим бизнесом в Финляндию. Им помогло сотрудничество с институтами поддержки стартапов в стране, новая инициатива по получению стартап-визы и огромное желание масштабировать бизнес.

О том, чем они привлекли внимание жюри номинации, какие были их первые шаги, и о секретах подготовки к участию в конкурсе этого года рассказывают директор Invest-in проектов Хельсинки-центра Владимир Чепурной и старший советник Агентства экономического развития региона Хельсинки (Helsinki Business Hub) Мария Хартикайнен.

— Оцените результаты номинации в 2018 году. Какие были отличия победителей от тех, кто выигрывал Finlanding в предыдущих годах?

Владимир Чепурной. За те годы, что мы проводим номинацию Finlanding, у нас уже сложился определенный образ ее победителя. Это, в первую очередь, амбициозный проект, у которого за плечами несколько лет работы в России и четкое понимание дальнейшего развития компании на европейских рынках. Добавляет шансов на победу наличие фаундеров с опытом в бизнесе и инвесторов с вектором развития на западных рынках.

Каждый год наборы номинации разные и сложно их сравнивать между собой. Например, мы обычно стараемся разнообразить критерии, особенно в части направлений деятельности компаний.

— Победителями 2018 года стали 4 проекта: Eczo, Cyberlit, Hello Baby и Фарммаркет. Кто-то из них уже начал работать в Финляндии?

Мария Хартийканен. Я бы отметила всех финалистов, а не только победителей. Например, компания iFarm сейчас уже успешно развивается в Финляндии. Из прошлогодних участников финала они были максимально готовы к глобальной экспансии, и за прошедшее время в своем развитии продвинулись дальше всех. Ребята в феврале подняли очередной раунд инвестиций, весной прошли акселерационную программу в NewCo Helsinki, затем открыли в регионе Хельсинки офис, работающий на европейские рынки. Сейчас нашли площадку для запуска первого пилотного проекта и вообще ведут активную работу по кооперации с крупными игроками. На протяжении всего этого времени мы активно им помогаем, например, делали роуд-шоу и консультировали по вопросам получения стартап-визы.

Если говорить о проектах-победителях, то отмечу Cyberlit. Их клиенты – крупные промышленные предприятия, отрасль достаточно тяжелая, где нет быстрых решений по кооперации с молодыми компаниями. Для проекта мы организовали встречи с потенциальными партнерами и заказчиками, и у них в целом был очень активный год в Финляндии. Но пока они еще не локализовались в стране.

Что касается остальных, то они менее активны, так как у всех были разные стадии развития и финансирования. Но в любом случае мы готовы с ними продолжить работу, если они сами на это настроены.

— Почему вы год назад выбрали именно эти проекты?

В.Ч. Прежде всего, в победителях нас привлекла степень вовлеченности ребят в свой бизнес. У всех горят глаза, есть желание развиваться и завоевывать новые рынки. Самая сильная общая черта — умение мыслить глобально и не останавливаться на достигнутых результатах. Для дальнейшего роста и развития этих проектов в Финляндии мы готовы предоставить помощь наших партнеров — NewCo Helsinki (для молодых компаний) и Helsinki Business Hub (для компаний более зрелых).

М.Х. В прошлом году участвовали более зрелые проекты, которые были готовы работать не только в России, но и выходить с качественными продуктами и решениями на европейские рынки.

Компании представляли достаточно разные отрасли, при этом они отвечали активно развивающимся в столичном регионе сегменты. Например, Eczo — это электрификация велосипедов и другого транспорта. Фарммаркет работает в области Digital Health, где у Хельсинки тоже довольно сильные позиции. Можно вспомнить, что в столице располагается скандинавская штаб-квартира такого мирового гиганта отрасли как Bayer.

— Как развиваются победители номинации прошлых лет (более ранние, чем 2018 года)?

В.Ч. Один из победителей 2017 года – odgAssist (новое название компании – Quality Drive) – достаточно активно пытается развивать свой бизнес в Финляндии, хотя у проекта довольно нишевый рынок. Например, в этом году они прошли акселерацию в NewCo Helsinki.

М.Х. Один из первых победителей номинации – петербургский проект Robbo – в прошлом году локализовал свой бизнес в Финляндии. Сейчас решение компании представлено в более, чем 50 школах страны. И удивительно, но после того, как они стали успешно сотрудничать с финскими школами, им стало легче продвигать свой продукт в России. Руководство компании активно смотрит и на другие рынки, в частности, принимали участие в выставках в Германии и на Ближнем Востоке.

— В этом году выделено очень много направлений, в которых вы ищите стартапы. На что при этом будете обращать особое внимание?

В.Ч. Как всегда будем отмечать зрелые компании с четким вектором развития и желанием работать не только в России, но и за рубежом. Конечно, смотрим на оборот, выручку, размер команды, хорошее знание английского у фаундеров, бэкграунд в больших корпорациях.

М.Х. Помимо готового продукта или сервиса, которые конкурентоспособны на международном рынке, необходимо желание выходить за рубеж и наличие ресурсов (финансовых и человеческих). Как показывает опыт предыдущих лет, не все компании осознают, что нужно для интернационализации бизнеса. И даже, если мы их отбираем, то они не всегда оказываются готовы к выходу в Финляндию и не могут в полной мере воспользоваться нашей поддержкой. И не пугайтесь географической отдаленности от Финляндии. С нами работают проекты не только из Петербурга и Москвы, но и Казани, Новосибирска, других городов. Финляндия – отличный плацдарм для выхода в Европу.

В.Ч. Из направлений, которые нам интересны, могу выделить Smart City. У городов Хельсинки и Лахти есть отличные возможности для пилотных проектов со стартапами в этой области, здесь запускается много городских программ для реализации взаимовыгодного сотрудничества. Кроме того, город Лахти выбран зеленой столицей Европы 2021 года.

Серьезное внимание будем уделять компаниям в сфере Life Science, которые могут получить поддержку Terkko Health Hub – стартап-сообщества, работающего на базе Университета Хельсинки. А для проектов в области виртуальной и дополненной реальности 5 сентября открывается бизнес-инкубатор Helsinki XR Center.

М.Х. Что касается Хельсинки, то, конечно, следует напомнить и об игровой индустрии – многие компании из этой сферы начинают свою европейскую экспансию именно с Финляндии.

— Чуть больше года назад Финляндия ввела практику стартап-визы. Знаете ли вы о результатах этой инициативы? И какие еще были сделаны шаги по развитию предпринимательского климата в стране за последнее время?

М.Х. За это время количество заявок из России превысило число запросов из всех других стран. И процент одобрения заявок из России значительно выше, чем от стартапов из любого другого государства. На втором месте, кстати, идет Китай. Это говорит о высокой готовности российских стартапов. Раньше еще были небольшие сложности со сроками выдачи стартап-виз, но сейчас некоторые проекты ее получают уже за одну неделю.

В.Ч. С 1 июля этого года в Финляндии отменили обязательное наличие уставного капитала в 2500 евро при регистрации акционерных обществ. Для стартапов это позволяет оптимизировать финансовые затраты на начальной стадии. К тому же в Финляндии могут быть определенные задержки с открытием банковского счета для иностранных компаний, начинающих деятельность в стране. Это внутренние истории банков, и здесь сложно что-то изменить. Но теперь, при отсутствии обязательного требования уставного капитала, нет риска затянуть со сроками.

— На что в этом году особо следует обратить внимание участников при подаче заявки? И какие могут быть основные ошибки, которых следует избегать?

В.Ч. Прежде всего, стоит отдавать себе отчет в том, насколько вам нужно в Финляндию и зачем вы туда стремитесь. С введением стартап-визы барьеры и риски для выхода минимизировались, но издержки на ведение бизнеса остаются прежними, поэтому стоит несколько раз просчитать, а хватит ли ресурсов (как финансовых, так и человеческих) для прыжка за рубеж. Если все показатели позволяют это сделать, то почему бы и не попробовать.

Не стоит забывать делать домашнее задание — готовиться к презентации на английском языке, изучить рынок Финляндии, посмотреть какие есть интересные возможности для развития бизнеса.

М.Х. Ошибок не стоит бояться, на них надо учиться. Следует оценивать свои силы и ресурсы. Если вы не готовы, то лучше уступите свое место тем, кто воспользуется результатами победы в номинации. Зачем побеждать, если это не нужно?

В.Ч. И, когда вы уже решились на первый шаг по выходу в Финляндию, то не стремитесь все делать самостоятельно. Для этого есть институты поддержки. В Хельсинки — NewCo Helsinki, Helsinki Business Hub, Business Finland, а в Лахти – Ladec.

Подать заявку на номинацию Finlanding вы можете на странице конкурса GoTech.

Новости

Программы работы со стартапами

Команда GoTech работает со стартапами более 10 лет. Если вы хотите запустить корпоративный акселератор, готовитесь провести конкурс, конференцию, хакатон, питч-сессию… любое мероприятие, где речь идет о стартапах и технологиях — давайте знакомиться, будем рады помочь.

Подробнее
Технологический скаутинг

GoTech — лидер в области технологического скаутинга. Наша воронка насчитывает 6000 стартапов из 50 стран и постоянно обновляется. Опытная команда и международная партнерская сеть позволяют находить решения для задач корпораций и проекты для инвестиций в России, СНГ, Европе, Азии и Латинской Америке.

Подробнее
Автоматизация пайплайна

Для работы с проектами мы используем собственную платформу TechScout. Теперь она доступна для широкого пользования. С помощью TechScout вы сможете создать и установить на свой сайт анкету для приема заявок, управлять пайплайном проектов, организовать работу экспертов и следить за результатами оценки.

Подробнее

Finlanding: new opportunities for startups to enter the Finnish market - GoTech Innovation Finlanding: new opportunities for startups to enter the Finnish market - GoTech Innovation
05.09.2019

Finlanding: new opportunities for startups to enter the Finnish market

Winners and participants of the Finlanding nomination at past GoTech competitions have already taken the chance to enter Finland with their businesses. Their success is due to the cooperation with startup support institutions in the country, a new initiative to get a startup visa, and a great desire to scale the business.

Director of Invest-in projects at the Helsinki Center Vladimir Chepurnoy and senior adviser to the Helsinki Business Hub Maria Hartikainen talk about how finalists attracted the attention of the jury, what were their first steps, and what are the secrets of preparing for the competition this year.

– Please evaluate the results of the nomination in 2018. What were the differences between the current winners and those who won Finlanding in previous years?

Vladimir Chepurnoy. Over the years that we have been organizing Finlanding, we have already developed a certain image of its winner. This is, first of all, an ambitious project, which has had several years of work in Russia and a clear understanding of the further development of the company in the EU markets. Founders with business experience and investors with a vector of development in Western markets adds chances to win.

Each year sets of nominations are different, and it is difficult to compare them with each other. For example, we usually try to diversify the criteria, especially regarding the areas of company activity.

– The winners of 2018 were 4 projects: Eczo, Cyberlit, Hello Baby and Farmmarket. Have any of them already started working in Finland?

Maria Hartikainen. I would distinguish all the finalists, not just the winners. For example, iFarm is now successfully developing in Finland. Of last year’s final participants, they were as ready for global expansion as possible, and over the past time they have advanced farthest in their development. The guys raised another round of investments in February, went through the acceleration program at NewCo Helsinki in spring, and then opened an office in the Helsinki region working in European markets. Now they have found a platform for launching the first pilot project and, in general, are actively working on cooperation with major players. Throughout this time, we have been actively helping them, for example, doing road shows and advising on getting a startup visa.

If we talk about winning projects, then I’d note Cyberlit. Their clients are large industrial enterprises, the industry is quite hard, there are no quick solutions for cooperation with young companies. For the project, we organized meetings with potential partners and customers, and they generally had a very active year in Finland. But so far, they have not yet localized in the country.

As for the rest, they are less active, since everyone had different stages of development and financing. But in any case, we are ready to continue working with them if they wish to do so.

– Why did you choose these projects a year ago?

V.Ch. First of all, the winners attracted us with the degree of involvement of the guys in their business. Bright-eyed, motivated to develop and conquer new markets. The strongest common feature is the ability to think globally and never stop on what has been achieved. For the further growth and development of these projects in Finland, we are ready to provide the assistance of our partners – NewCo Helsinki (for young companies) and Helsinki Business Hub (for more mature companies).

M.H. Last year, more mature projects participated, which were ready to work not only in Russia, but also to enter European markets with quality products and solutions.

The companies represented quite different industries, while they responded to segments actively developing in the capital region. For example, Eczo deals with electrification of bicycles and other vehicles. Farmmarket market operates in the field of Digital Health, where Helsinki also has rather strong positions. As we know, the Scandinavian headquarters of such a world industry giant as Bayer is in Helsinki.

– How do the winners of the nomination of previous years (prior to 2018) develop?

V.CH. of the winners of 2017 – odgAssist (the new name of the company is Quality Drive) is actively trying to develop its business in Finland, although the project has a rather niche market. For example, this year they went through acceleration at NewCo Helsinki.

M.H. One of the first winners of the nomination – a St. Petersburg project Robbo – last year localized its business in Finland. Now the company’s solution is present in more than 50 schools of the country. And surprisingly, after they began to successfully collaborate with Finnish schools, it became easier for them to promote their product in Russia. The company’s management is actively looking at other markets, in particular, they participated in exhibitions in Germany and the Middle East.

– This year, a lot of areas have been highlighted in which you are looking for startups. What will you pay special attention to?

V.Ch. As always, we will note mature companies with a clear vector of development and a desire to work not only in Russia but also abroad. Of course, we look at turnover, revenue, team size, good command of English among the founders, background in large corporations.

M.H. In addition to the finished product or service that is competitive in the international market, you need motivation to go abroad, and the availability of resources (financial and human). As the experience of previous years shows, not all companies realize what is needed to internationalize their business. And even if we select them, they are not always ready to go to Finland and cannot take full advantage of our support. And the geographical distance to Finland is not the issue. We work with projects not only from St. Petersburg and Moscow, but also from Kazan, Novosibirsk, and other cities. Finland is an excellent springboard for access to Europe.

V.Ch. In the areas that are of interest to us, I can underline Smart City. The cities of Helsinki and Lahti have excellent opportunities for pilot projects with start-ups in this area, many city programs are launched here to implement mutually beneficial cooperation. In addition, the city of Lahti was chosen as the green capital of Europe in 2021.

We will pay serious attention to Life Science companies that can receive support from the Terkko Health Hub, a startup community based at the University of Helsinki. And for projects in the field of virtual and augmented reality, the Helsinki XR Center business incubator opens on September 5.

M.H. As for Helsinki, of course, we should also recall the gaming industry – many companies from this sphere begin their European expansion from Finland.

– About over a year ago, Finland introduced the practice of a startup visa. Do you know the results of this initiative? What other steps have been taken to develop the business climate in the country lately?

M.H. During this time, the number of applications from Russia exceeded the number of requests from all other countries. And the percentage of approval of applications from Russia is much higher than from startups from any other state. In second place, by the way, is China. This indicates the high readiness of Russian startups. Previously, there were still minor difficulties with the timing of issuing startup visas, but now some projects get it in one week.

V.Ch. Since July 1 of this year, Finland has abolished the mandatory presence of an authorized capital of 2,500 euros when registering joint-stock companies. For startups, this allows optimizing financial costs at the initial stage. In addition, there may be some delays in opening a bank account for foreign companies starting operations in Finland. These are internal issues of banks, and it is difficult to change something here. But now, in the absence of a mandatory requirement for the authorized capital, there is no risk of delaying the deadlines.

– What should participants especially pay attention to when filing an application this year? And what could be the main mistakes that should be avoided?

V.Ch. First of all, you should be aware of how much you need to Finland and why you want to go there. With the introduction of a startup visa, barriers and risks to exit were minimized, but the costs of doing business remain the same, so it is recommended to doublecheck if there are enough resources (both financial and human) to jump abroad. If all the indicators allow you to do this, then why not give it a try.

Do not forget to do your homework – prepare for a presentation in English, study the Finnish market, look what interesting opportunities there are for business development.

M.H. You shouldn’t be afraid to make mistakes; you should learn on them. You should evaluate your strengths and resources. If you are not ready, then it is better to leave your place to those who will use the results of victory in the nomination. Why win if you don’t need it?

V.Ch. And, when you have already decided on the first step to enter Finland, then do not try to do everything yourself. There are support institutions for this. In Helsinki – NewCo Helsinki, Helsinki Business Hub, Business Finland, and in Lahti – Ladec.

Apply to Finlanding nomination at GoTech Contest page.

Latest news

Startup Cooperation Programs

GoTech team has been working with startups for more than 10 years. If you want to run a corporate accelerator, prepare to hold a contest, conference, hackathon, pitch-session… any event, where it comes to startups and technologies – let’s get acquainted, we will be glad to help.

More
Technology Scouting

GoTech is a leader in the field of technology scouting. Our funnel numbers 6000 startups from 50 countries and is constantly updated. Experienced team and international partner network allow finding solutions for corporate tasks and startups for investment in Russia, CIS, Europe, Asia, and Latin America.

More
Innovation Tools

We use our own TechScout platform to work with startups. Now it is available for wide use. With the help of TechScout, you will be able to collect applications from startups on your website, manage the pipeline, organize the work of experts and monitor the results of the assessment.

More